Био Джонни Кларка: за что семья Боб Марли устроила ему на Ямайке травлю.

За нами должок — заключительная* 3-я часть биографии одного из наших любимых Рутс-артистов Ямайки — несравненного Джонни Кларка (Johnny Clarke). А саундтреком выбрали интереснейший сборник его работ для изобретателя Даба Царя Тубби (King Tubby), включивший ранее неизданные дабплейты:

Johnny Clarke — 197x (2003) — Be Thankful (Killa Unreleased Tubby’s Tracks)

Пару слов о релизе.

Прежде чем перейдём к био, пару слов о релизе: в него вошло 17 треков (постим вокальные версии, а дабы Тубби придержим сугубо для донов, как и ссылку на скачивание всего диска в MP3 качества 320kbps).

Традиционно — продюсерская работа Бунтаря Банни Ли (Bunny ‘Striker’ Lee), ридимы от банды The Aggrovators. На диске есть несколько явных хитов, но коллекционерам гораздо интереснее раритеты, оцифрованные с мастер-лент, заполученных компиляторами из студии Тубби. Зачастую, это незавершённый, недосведённый до конца материал, но тем он и ценнее — ведь ранее эти записи вообще никто не слышал.

В частности, это песня ‘Отвергни Зло’, в которой использован ридим, ассоциируемый у знатоков Рэгги с группой The Interns и их песней ’Missions Are Possible’, продукция Винстона Райли (Winston Riley). А ещё из нерелизнутых песен Кларка вошли в диск такие, как ‘Я Раста’, ‘Не Желаю Быть Плохишом’ и ‘Они Говорят, Что Раста’ — эти ридимы сотворил Августус Пабло (Augustus Pablo). Песня ‘Я Одинок’ сделана поверх шикарнейшего ридима, что был основой песни ‘Natural Facts’ Корнелл Кэмпбелла (Cornel Campbell).

Песня же ‘Правосудие На Земле’ — завершённый микс, но доступный ранее только в виде дабплейта — жаль, что Даб-версии нет на диске. Впрочем, компиляторы включили дабы к некоторым другим трекам, мы обязательно выложим их в потайной раздельчик ;

Ну а теперь обещанное завершение БИО Джонни Кларка:

Наступали 80-е. Эра Дансхола. И Кларк органично вписался в него, корешась с Диллинджером (Dillinger) — на пару они уделывали всех на танц-площадках. На базе песни ‘Уходи Из Вавилона’ ди-джей даже поимел собственный супер-хит ‘Commercial Locks’. Опять же, вновь и вновь использовать один ридим в Рэгги плагиатом не считается. Например, сам Кларк взял этот ридим в песне ‘Sad News’ Джон Холта (John Holt). С Диллинджером Кларк штамповал хит за хитом: ‘Empty Chair’, ‘Waiting In Vain’, ‘Babylon Yard’..

Попробовал себя Кларк и в роли продюсера — на стороне от Банни с группой The Revolutionaries замутил замечательнейший Раста-гимн ‘JAH Love Is With I’. Под занавес 70-х он разродился альбомом «Satisfaction». Но также вышла и очередная подборка «Showcase» с самыми свежими на тот момент синглами, записанными с Банни. Для знакомства с творчеством Кларка конца 70-х мы бы рекомендовали такие сборники, как «Originally Mr. Clarke» от лейбла Clock Tower — с основными дрэдастыми боевиками, а также сборку «Dreader Dread» британского лейбла Blood & Fire, куда вошли более редкие 12″-миксы.

В 80-х пути Кларка с Банни всё дальше расходились. Певец нанял другого продюсера — им стал Стаффорд Дуглас по кличке Тон Мафии (Stafford ‘Mafia Tone’ Douglas), с которым Кларк продолжил выдавать хиты. Впрочем, главный его хит в 1980, ‘Иду по Вавилону’ был, опять же, делом рук Банни. Также в начале 80-х в чарты попадали ‘Грубиян’, ‘Довольно Терпеть’ и ‘Веди Нас, ДЖА’..

Однако, интенсивность хитов снизилась, и в 1982 Кларк решает вновь воссоединиться с Банни. Хорошо сработанный творческий союз приносит альбом «I Man Come Again», в котором опытный продюсер умудряется опять выжать из артиста максимум!

В 1983 Кларк объединяет силы с певцом Корнелл Кэмпбеллом — на пару они выпускают сплит «In New Style», в котором очевиден качественный переход в направлении Дансхола, окончательно победившего на тот момент Рэгги. Меж альбомами Кларк продолжает пополнять новыми синглами хит-парады. Среди них ‘Дай Мне Любви’, ‘Молодой Бунтарь’, ‘Вливайся в Движ’, ‘Останови их, ДЖА’, а также спродюсированный Джо Гиббсоном (Joe Gibbs) и прогремевший на весь мир хит ‘Как Солдат’.

Не взирая на то, что хитами Кларк прирастал, постепенно продажи его пластинок стали снижаться. Как ни странно, так необходимая в начале карьеры поддержка в радио-эфирах, стала теперь играть против него — зачем покупать то, что и так постоянно крутят на радио?

Ещё более странным было, что из года в год его прокатывали с участием в Reggae Sunsplash — главном фесте Ямайки. Сам артист подозревал заговор со стороны семьи Боба Марли. Раздор меж ними случился ещё в 1974, когда Кларк издал кавер на песню ‘Не Плачь, Женщина’. Сам Боб её тогда исполнял исключительно вживую и умышленно приберегал, полагая, что она поднимет продажи готовящегося альбома «Natty Dread».

Оскорблённый в лучших чувствах таким бойкотом Кларк в 1983 решает уехать с Ямайки и направляется в Лондон. Там он находит известного продюсера Нил Фрейзера, известного как Безумный Профессор (Mad Professor). И записывает с ним альбом «Yard Style», полный убойных номеров, включая прорвавшиеся в чарты хиты «Гора Сион’ и ‘Ядерное Оружие’. Новообразованный творческий дуэт в 1985 повторяет успех равно-сильным альбомом «Give Thanks».

Параллельно в тот год пробовал Кларк работать и со знаменитыми ридим-близняшками Слаем и Робби (Riddim Twins aka Sly & Robbie) — заново и совершенно изумительно перепел на их новые ридимы свою классику.

На протяжении 80-х Кларк продолжал записывать синглы и под продюсерским ведомом давнего соратника Царя Тубби, который неизменно сопровождал обратки пластинок своим дабом. Сотрудничал и с подмастерьем Тубби — молодым Принцем Джамми (Prince Jammy), а также с Эррол Томпсоном (Errol Thompson). Эти молодые ребята уже больше ориентировались не на Рутс, а на Дансхол-звучание.

Но вопреки трудолюбию и таланту Кларка его заметность на музыкальной сцене продолжала постепенно снижаться. Такой расклад сподвиг его на эксперименты — в 1992 вместе с продюсером Принцем Джазбо (Prince Jazzbo) записал альбом «Rasta Nuh Fear» — интригующую смесь сугубо компьютерных дижикал-ридимов и превосходного вокала.

В равной степени уместным оказался вокал Кларка и на альбоме 1997 года «Rock With Me», для которого объединился с продюсером Девятипалым (Niney ‘The Observer’ Holness). Более того, меж делом совершенно неожиданно для него самого, Кларка таки приглашают выступить на Reggae Sunsplash в 1995! Разумеется, он оттаивает и даёт просто невероятный гиг!!

Продолжает Джонни Кларк выступать и записывать новые синглы и по сей день. Читайте интервью с ним в нашем блоге: www.reggaeuniverse.ru/blog/johny-clarke-interview


— СЛУШАЙ в приложении: https://tinyurl.com/PlayGoogle-ReggaeUniverse
— или по старинке на сайте: www.ReggaeUniverse.ru

🍩 Донам этот альбом (как и многие ранее* выложенные) разместим в потайном разделе вместе с Даб-версиями великого Царя Тубби (King Tubby) в виде ссылки на архив в MP3 320 kbps 😉

* Начало биографии: www.vk.com/wall-73430637_2335
* Продолжение био: www.vk.com/wall-73430637_2384

Автор: DJ Blezzy

Селектор Blezzy - один из основателей проекта радио Рэгги-Вселенная. Собирает и играет Рэгги и другие стили Карибской музыки с 2000, участник саунд-системы Culture Horn, а также входит в промо-группу Russian Soca Movement. Открыт для сотрудничества и букинга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *