ТОК: отчего распалась лучшая группа в истории Дансхола?

TOK

Как Вы знаете, от каждой группы мы публикуем по 3 альбома, после чего переходим к следующим артистам. Но только с этими ребятами такое не прокатит. Ведь по жизни их числом всегда было 4. Так что забирайте их 4-й альбом, невероятно редкий:

TOK — 2013 — 4Ever

TOK — 2013 — 4Ever

Почему именно четвёрка — число ямайской Дансхол-группы ТОК? Ну во-первых, это квартет, их четверо. Во-вторых каждый свой альбом они записывали по 4 года. И наконец, в третьих — всего за время своё существования они выпустили как раз 4 альбома, после чего разошлись на все 4 стороны, занявшись сольными карьерами.

А редким их последний альбом случился потому, что под конец его записи группа уже фактически находилась на грани распада. Высвободившись из лап жадных лейблов, ребята сами взялись за продюсирование альбома. Но после выхода никто уже толком не занимался его раскруткой. Выпущен он был, кстати, в 4-м месяце апреле, в Японии, где у ТОКеров, пожалуй, самая преданная фан-база.

Чтобы понять, как же так вышло, что величайший в истории Дансхола бойз-бэнд развалился, попробуем прочувствовать царящие в коллективе настроения в этом интервью. Оно взято буквально накануне их распада, в ходе тура по Японии.

Слово Алексу (Alex):

“Наконец то мы выпустили этот альбом. Теперь то я обрету свою свободу. После нашего предыдущего альбома «Наш Мир» мы оказались в непростой ситуации. Пришлось решать различные проблемы, связанные с контрактом, на который нас подписал наш прошлый менеджер. Взявшись за самостоятельное продюсирование альбома мы взвалили на себя задачу, которую многие считали нам непосильной. Поползли слухи о нашем развале. После выхода предыдущего нашего альбома мы намерены были немедленно взяться за следующий, но по факту этого не случилось и мы увязли в трениях.

«Оглядываясь назад, однозначно скажу, что эти 4 года лёгкими для нас не были. Но все те обстоятельства открыли глаза на многое — кто был настоящим союзником, а кто только притворялся. Но в этом есть и положительный аспект, что всё вскрылось. Это помогло нам подтвердить солидарность меж собой, усилить связи внутри нашей четвёрки. И больше чем, что-либо ещё, утвердило меня в желании продолжать делать музыку с моими корешами по группе”.

Подхватывает Флекс (Flexx):

“Решая проблемы по ходу дела, мы осознали также необходимость в том, что нам самим надо меняться — учиться контролировать себя и свои помыслы. Оглядываясь назад, могу сказать, что это время стало для группы временем перемен”.

Крейги Ти (Craigy-T) развивает тему:

«Мы были очень неопытны. Все эти контракты, права.. Некоторые песни требовали слишком много согласований с различными сторонами. Теперь мы точно пересмотрим подход ко многим вещам. Также стоит заново задать себе вопрос — что же мы на самом деле хотим делать. Я не имею в виду, что мы остались недовольны своей проделанной работой. Просто мы повзрослели и изменились, мы уже не такие, какими были, когда начинали. Пора заканчивать школу. Я благодарен за обретённый опыт и всем, кто помог мне его обрести, за счёт чего я значительно вырос. Но так или иначе, это стало для нас временем, когда мы поняли, что заслужили собственную свободу».

Есть и у Бэй-Си (Bay-C), что добавить :

«Не поймите меня неправильно, мы не прекращали трудиться всё это время. Постоянно посещали студию, много гастролировали — по Америке, Европе, Карибам, ездили в Японию.. Но не только. Мы старались, чтобы о нас узнали в каждом закоулке — побывать в странах Африки, в Дубае и даже в России (Примечание: прям так и сказал, хотя редакция не припомнит их концерта. неужели пропустили?)

Мы обрели опыт и уверенность, которые вселили нам убеждение, что направление, в котором мы пытались двигаться, было верным».

Итак, после четырёх лет, полных трудностей и испытаний, TOK завершили таки альбом «4Ever». В него помимо тщательно отобранных песен, записанных для разных лейблов и с разными музыкальными продюсерами (например, с гениальным Стивен МакГрегором aka Di Genius), вошли также те песни, что ребята спродюсировали сами. Причём, от и до — вплоть до написания некоторых ридимов! А на некоторые песни даже сняли клипы. Так что можно смело заявлять — эти 4 года не прошли зазря. Продержаться ребята смогли благодаря вере в свои силы и неустанному движению вперёд, не взирая на сложности на пути, которые они обращали в новые треки.

Крейги Ти поясняет:

“На чём мы фокусировались в этом альбоме? В первую очередь хотели сделать акцент на своих сильных сторонах и индивидуальности каждого, ведь наша группа уникальна тем, что в ней 2 певца и 2 ди-джея (напомним, на Ямайке ди-джеями называют рэперов, которые читают раггой, а тех, кого у нас принято называть ди-джеями, там называют селекторами). Такой формат становится всё более популярным за границей — когда в рамках одной песни поют и читают разными голосами в разных стилях. Песня становится разнообразней и интересней. Подчеркну, что в это наша фишка, которой нет у других. Да, у нас было время и есть достаточно опыта, чтобы объективно себя оценить».

Флекс вновь подхватывает:

«Баланс! Во всём альбоме. В нём есть песни, которые равномерно выражают индивидуальность всех нас, а есть песни, где больше могут себя выразить певцы или ди-джеи. Какой-то материал несёт культурное послание, другой рассчитан на веселье вечеринки. Есть и Дансхол и однокапельное Рэгги. Все наши чары нашли своё выражение. Но во всём этом присутствует баланс. И слушая, всегда можно понять — да, это TOK! Это первый альбом, который мы спродюсировали самостоятельно, и в этом смысле можно сказать, что это наш второй дебютный альбом».

А что скажут участники квартета по поводу песен в альбоме? Есть ли любимые? Пусть начнёт Крейги:

«В альбоме важна каждая песня. Название альбома ‘Навсегда’ призвано опровергнуть все эти слухи, циркулировавшие вокруг нас, подчеркнуть нашу солидарность. Мы не просто находимся в здравии или, скажем, воскрешаемся. Мы та группа, что будет существовать вечно. Чтобы сделать подобное заявление, надо быть уверенным, что в команду собрались те, кто находится с тобой на острии настоящего, но способен заглянуть в будущее».

Впрочем, у других участников есть в альбоме любимые песни. Флекс отмечает песню ‘Не Могу Насытиться’:

“Лично у меня наиболее приятные эмоции вызывает эта песня. Я начинал петь, будучи под огромным влиянием музыки R&B. И эта частичка меня смогла наиболее проявиться как раз через эту песню”.

У Алекса своё мнение на этот счёт:

«У меня любимая песня ‘Танец Цыганки’. А вообще наш шарм в том, что мы можем одинаково хорошо спеть как серьёзную песню со смыслом, так и чисто танцевальную веселуху. К примеру, в Японии предпочитают Рэгги-номера, несущие сильное послание. Но ‘Цыганочка’ наша — не такой случай! Эта песня рассчитана на горячих девчат, что любят танцы. По мне — именно такие песни являют всю суть Дансхола. Высокие ноты в припеве достаточно жёсткие. Именно эту песню я бы рекомендовал для знакомства с нами тем, кто ещё не слышал нас ранее”.

Тут Крейги, видимо опомнившись, тоже решил особо отметить одну из песен:

«Песня ‘Земляк’! Её мы записали к 50-летнему юбилею Ямайки. Это прямолинейный Дансхол, в нём вся соль Дансхола и культуры страны, в которой мы родились. Для нас эта песня играет особое значение».

Есть «своя» особая песня в альбоме и у Бэй-Си:

«Не то, чтобы песня эта у меня любимая, но к ней я сам написал и спродюсировал ридим, а потому она для меня особенная. Это ‘Жду Тебя’. Вообще, изначально я писал её для артиста Серани (Serani), но когда услышал, какую мелодию он положил на мой ридим, сразу представил, как она прикольно заиграла бы, если бы мы всей своей ватагой добавили ещё и свои голоса. Полагаю, химия родилась превосходная».

Флекс добавляет:

«Также значение имеет для нас песня ‘Друзья’. Пор сути она про нас самих. Ведь мы начинали как вокальный квартет и пели акапеллы ещё со школы».

А почему выпущен этот альбом был в Японии, пояснит Алекс:

«Япония для нас уже практически как второй дом. И это не лесть. Помню, как мы обивали пороги лейблов в поисках, кто издаст нам первый альбом. Пели им под окнами наши песни — и вдруг какой-то менеджер сказал нам, что песня, которую мы поём, уже невероятно популярна в Японии. Оказалось, что там раскупили весь тираж 7»-пластинок с этим синглом. И на гастроли нас позвали в Японию ещё до того, как мы свой дебютный альбом успели выпустить. Япония стала первой страной, куда мы поехали с гастролями за пределы Америки. И эта страна сразу произвела на нас сильное впечатление.

И до сих пор Япония остаётся для нас особенной, поскольку нигде больше фанаты нас не поддерживают с такой силой. Сюда мы приезжали после выхода каждого нашего альбома — и в какой бы город не поехали выступать, наши фанаты уже тут как тут. И всегда поют с нами хором наши песни, даже если не понимают значения слов. Это особое чувство — понимать, что нас связывает нечто, что между строк. Здесь мы с фанатами как одна семья, мы росли вместе с ними. И тут, в Японии, мы дозаписали ещё одну песню ‘Храни Веру’ — она стала бонусом специально для японского издания альбома».

Итожим: по злой иронии парни назвали свой альбом «ТОК Навсегда», после чего и распались. Он дался им через преодоление многих трудностей и стал символом обретения свободы. Так или иначе, их песни навсегда останутся в сердцах всех, что любит Дансхол. Строго рекомендуем всем любителям этого жанра, а в особенности фанам ТОКа.

Понравился альбом? Лайч! — по месяца считаем лайки и что набирает симпатии, отправим в эфир инет-радио Вселенная Рэгги, где уже много всякого Дансхола! Вещаем Регги онлайн без порожняка, реклам и платных подписок »
— СЛУШАЙ в приложении: https://tinyurl.com/PlayGoogle-ReggaeUniverse
— или на сайте: www.ReggaeUniverse.ru

🍩 Благодаря Вашей поддержке мы перевели вещание на более качественный битрейт и теперь слушать нас — одно удовольствие. Спасибо! А буквально совсем недавно уже успели полностью обновить дизайн сайта радио, но на это тоже пришлось раскошелиться. Очень рассчитываем, что поможете нам компенсировать какую-то часть затрат..

#TOK
#Dancehall#Ragga#Reggae

* ранее опубликованные нами альбомы квартета »
— TOK — 2001 — My Crew, My Dawgs: www.vk.com/wall-73430637_2693
— TOK — 2005 — Unknown Language: www.vk.com/wall-73430637_2783
— TOK — 2009 — Our World: www.vk.com/wall-73430637_2798

Автор: DJ Blezzy

Селектор Blezzy - один из основателей проекта радио Рэгги-Вселенная. Собирает и играет Рэгги и другие стили Карибской музыки с 2000, участник саунд-системы Culture Horn, а также входит в промо-группу Russian Soca Movement. Открыт для сотрудничества и букинга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *