Отвертка: Дансхол, завернутый праведно!

Screwdriver — 1991 — Teach Dem

Словами не передать, как мы тащимся тут (втихаря) от раннего цифрового Дансхола в целом, и от Отвёртки в частности. А потому подтянем сюда ещё пару-тройку его альбомов, тем более, что в вк подобного рода музыки, что кот наплакал:

Screwdriver — 1991 — Teach Dem

В своей идеальной форме Рэгги — жизнеутверждающая музыка, наполненная стремлением к социальной справедливости и самосознательности. Однако, всё чаще мы становимся свидетелями того, как жанр скатывается в пошлоту. Но только не в творчестве Отвёртки! Дальтон Линдо (а это настоящее имя артиста) вовсе не отвергал прогресса и перемен, но ничто не бросало тени на его религиозное рвение, центром коего были идеи Растафарай.

Хотим предложить Вам одно старенькое уже интервью (времён выхода альбом, что сегодня слушаем) с этим интересным артистом.

На интервью Отвёртка явился в ресторан сети Island Grill и с порога заявил: «В такие места я обычно не хожу — еда здесь не айтальная», — ворчал он, глядя на прибывающую полакомиться курочкой-джерк публику и теребя при этом крышечку тоника Vigotron Magnum, настоенного на корешках.

Мясо отвёртка не употреблял в пищу: «Потому что я хочу видеть животных живыми — как бегает козлик, как корова траву жуёт»..

И в последующие полтора часа Отвёртку с головой погружается в пропаганду Раста-философии, причём с такой плотностью потока сознания, что журналист с трудом умудрялся хотя бы словечко вставить. Крепкий навар из ортодоксальной Раста-идеологии и виртуозного Рэгги-мастерства — рецепт практически всех 7 альбомов его дискографии. В них — весь тот запутанный клубок верований, на которых выстраивал артист свои жизненные идеалы. Разобраться в них не всегда легко — излагает свои концепции Отвёртка на жёсткой патве, расшифровать которую едва под силу даже англоговорящим людям:

«Чтобы быть истинным растаманом, надо быть естественным во всём человеком, каким нас Бог создал. Растаман не станет ни на кого горбатиться, потому что он больше не раб»

Детство Дальтона прошло в городке Сомертон, что в приходе Святого
Иакова, где школьный учитель музыки, дававший уроки игры на фортепиано, и церковный хор заложили в мальчике любовь к музыке задолго до того, как в его доме появился первый радиоприёмник. Со смехом он вспоминает, как в 12 соорудил себе гитару из фанеры и осваивал на ней блатные аккорды. А когда смог купить себе настоящую, то сразу начал выступать на местности, исполняя собственного сочинения песни.

Впрочем, вскоре Дальтон понял — хватит растрачивать зря энергию на акустическое пение. На дворе была середина 80-х и в Рэгги-моду вошло урбанистическое звучание. Одновременно запустился и процесс деградации: «Каждый ди-джей, каждый певец — все потихоньку обращались к всё более вычурной пошлости. Так наша ямайская музыка постепенно и покатилась по наклонной».

Ответ Отвёртки на такую моду — восстать супротив толпы, оставаясь Раста-бунтарём, взявшим от новых веяний лишь форму, но сохранив праведную сущность Рэгги. Нужно было лишь подобрать остаточно хлёсткое имя, которое отвечало бы взятой на себя миссии — нечто необычное, дабы дистанцироваться от вульгарного Дансхола: «Я назвался Отвёрткой, поскольку это очень универсальный инструмент, — широко улыбнулся артист, обнажая тем отсутствующий передний зуб, — отвёртка везде сгодится».

Однако, первой его песней, ставшей хитом, он не особо отстроился от конкурентной Дансхол-массы. Это была ‘Шэрон, Ты Беременна’. Записанная больше в шутку, она произвела огромный фурор и, к ужасу Отвёртки, породила целый легион имитаторов и ряд низкопробных подделок под его манеру Рагги.

Не того хотел усиленно отращивающий дрэды Отвёртка — в его видениях он должен был восстановить былую мощь настоящего Рутса. К тому времени мастерство его игры на гитаре значительно возросло. В написании песен он фокусировался на тех, что достойны живого музыкального сопровождения, а не компьютеризированных ридим-минусовок: «На этом пути надо быть последовательным. Иногда люди не замечают действительно хорошей музыки, оставляя её без внимания. Надо смириться с этим и продолжать свой путь, не сворачивая с него»

И Отвёртка продолжал двигаться по пути к праведности в музыке: «Что мен больше всего расстраивало в шоу-бизнесе, так это то, что приходя на студию, уже было не увидеть музыкантов. Синтезатор, драм-машина и всё. Я ничего не имею против новых технологий. Но дайте хотя бы басиста настоящего — клавишник на синтезаторе никогда не сыграет нормально партию бас-гитары!»

Когда представился шанс, Отвёртка отправился в Штаты, задавшись целью показать американцам, что ямайская музыка имеет потенциал, ничуть не меньший, чем прочие стили музыки, популярные в мире.

Альбом «Научи Их» относится как раз к тому времени. В нём Отвёртка оставил свой ранний коммерческий подход, чтобы углубить культурную составляющую. Ставшие более душевными напевы напоминают местами то Питер Тоша (Peter Tosh), а то и Джимми Клиффа (Jimmy Cliff). Певец предстаёт пред слушателями в образе Раста-фундаменталиста, готового научать всех, кто открыт идеям этого движения. Песенок про любовь стало меньше, зато в избытке авторитетных заявлений о политике, социальных потрясениях, африканской истории и пище духовной:

«Я не пытаюсь никого изменить, лишь указую путь. Просто смотрите на Всемогущего. Я не имею ничего против формального образования, но я радикально протестую против империализма. Поэтому скептически отношусь к учебным курсам общеобразовательной школы. Лучше искать истину в Библии — книгах Бытия, Второзакония.. А народная мудрость — в пословицах и поговорках, тех, которые любят наших бабушки..

Дети! Я действительно озабочен, чтобы образование не покалечило их. Ведь ребёнок — живой пример того, какой должна быть жизнь каждого. С возрастом люди становятся жадными, завистливыми и подменяют подлинное учение. А всему виной деньги. Но если бы дело было только в них, я бы не записывал альбомы с совестливой музыкой. Мистика, традиции предков и священные писания — вот темы, которые, приведут народ в тонус».

И за свой радикальный Раста-прозелитизм Отвёртка не извиняется: «Нынче весь мир в опасности. Чёрным надо стремиться к единству — будь то Ямайка или Нигерия.. все мы потомки эфиопов. Это самое важное, что надо осознать чёрным людям, но многие этого просто не знают. Чёрную расу некому представлять — в Африке никогда не установится мир, покуда не появится общей федерации с сильным лидерством. Организация и централизация — вот ключ к решению всех проблем чёрнокожих, включая повальную наркотическую зависимость».

Критический взгляд у Отвёртки и на гендерные вопросы: «Сегодня мы видим, как женщины делают всё больше мужской работы. Но я однозначно уверен, что женщины не должны носить брюки, как и мужчины платья, — артист так расходится, что эмоционально кидает ключи от машины на стол, — растаманы борются за равные права для всех. Но не посредством физических протестов, а с мудростью, знанием и пониманием сути происходящего. Вот почему я избрал путь праведности. Хочу быть богоподобным, а не подобным дьяволу».

Постскриптум: Родившийся на Ямайке, но затем перебравшийся во Флориду, Отвёртка свинтится на чужбине и сядет в тюрьму.. Так Вавилон пленяет вского воина ДЖА, порвавшего с корнями родной почвы. Но будем надеться, что ДЖА даст Отвёртке силы освободиться и записать на основе обретённого горького опыта новых песен.

Понравился альбом? Дай знать! — что активно лайчат, по результатам месяца добавим в сетку вещания интернет-радио «Вселенная Рэгги», где уже много интересного Рэгги и Дансхола, в том числе из цифровой эры!

Слушать музыку Регги онлайн в эфире, где нет ни шняги ни рекламы: www.ReggaeUniverse.ru
Либо накати на мобилу наше официальное приложение из Google-Store и слушай музыку Reggae бесплатно:
https://tinyurl.com/PlayGoogle-ReggaeUniverse

🍩

 Ну а наши доны традиционно получат этот альбом Отвёртки, впрочем как и прочие*, в виде ссылки на скачивание в MP3!

* ранее мы выкладывали такие альбомы Отвёртки »
— Screwdriver — 1987 — No Mama: www.vk.com/wall-73430637_2449
— Screwdriver — 2001 — Prophecy: www.vk.com/wall-73430637_2416

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.